Home / История 2

... История 2 ...

In the process of the Golden Horde’s decline, the strengthening of the kingdoms of Hungary and Poland, as well as the beginning of the formation of the Principality of Moldova (1359), the region where the town of Tigin subsequently appears on maps and written sources was included in the influence zone of the Yambolukskaya Horde. This Horde’s power extended to a significant territory of the right bank of the Dniester, right up to the borders of Lithuania, Poland and Hungary. From the left bank, the territory was controlled by the Khachibey (Hajibey) yurt, and from the south by the Kutlubug yurt. These same settlements controlled the crossing through the Dniester in the area of present Bender.

In addition, in the same region, there was an unnamed city of the Golden Horde in sufficient proximity to our city on the river Botna (the Dniester’s growth) and on the river Reut there was the city of the Mongols Sheh al-Jedid (New Town).

In different documents, written sources and maps, the name of the city varies: Tyagyanyakyach, Tyagyanyakyachu, Tyagyanyachychu, Tyagin, Tigina, Tigin, Tekin, Tungaty, Tishno. On Polish, Lithuanian and other European maps the name of the city is inscribed as: Tehinia, Tehyna, Teghinea, Tehin, Thehinia, Tekin. It is clear that the root of this toponym is the same.

The names of cities are always historical and do not appear from nowhere. As a rule, they testify to the origin of cities at crossing points, trade routes, the initial occupation of the population, etc.


Фрагмент грамоты А.Доброго с упоминанием ТягянякячюFragment from A. Dobriy’s letter with a mention of Tyagyanakyachu

In scientific circles, there are two versions of the origin of the name of the town. One version is Slavic, according to which the name comes from the Slavic word “pull”, implying the process of pulling ships with cargo through the crossing. The second version is Tatar, according to which the name is associated with the Turkic term "tagin", "taggin", which translates as "prince", as well as denoting the highest dignity and special honor. This term is also known in Tuva, where the name of Kul-tegin is carved on the gravestone slabs associated with the history of the 8th century Turkic Kaganate. The same designation is found in Chinese records and among Oghuz tribes of the times of Genghis Khan and was widespread both in Altai and in Central Asia. One can also associate this toponym with the Oguz tribe of the Tekins, close to the Yases (Alans).

Some researchers who advocate the Turkic version translate its meaning as “trough”, “cup”, “frying pan” - from “tagan”, “tigan”, which, in their opinion, expressed the originality of the area, the steep bend of the Dniester.

The oldest initial mention of the town as Tyagyanakechu, Tiginyakyachu most difficult to decipher. A number of scholars believe that the expression “kechu”, “kyachu” is nothing more than the Old Slavic expression “keshcha”, i.e. “house”, “tent”, “hut”. Others believe that the term “kyachi”, “kichi” means nothing more than the designation of shallow water, a crossing that was common at that time. Such term was widely used in Romanian lands, especially when designating shallows on large rivers of the region.

Although there are similar words that have Turkic roots, this may indicate that over time the Old Slavic name of the town changed and transformed into a more convenient pronunciation for the population living here.

It should be noted that the Tatars gave names to many settlements of Bessarabia, including Chisinau, the capital of Moldova, where “kishla” is a winterhouse, a farm and “nau” is a new one.

 There is also more original version of the origin of the town’s name, the so-called Genoese, originating from the spoiled Latin expression te Hennae.

It was hard to say whether there was any city or even a fortress on the site of the current Bender before the Turks arrived. Versions of the origin of the fortress will be discussed below.

For the first time it appears in international Russian and European sources, in particular the Russian travel guide and on Tigin’s maps, in the middle of the 16th century, under the name Teginya. Such settlement as Tehynie appears onn the G. Reichersdorf’s map of Europe dated 1550.

Important documents of that time, which described existing cities and settlements, including in our region, were:

 -"List of Russian cities" of the end of the XIV century, which describes in details the Russian, Bulgarian, Wallachian and Polish cities;

 -Notes by the "Bavarian squire" John Schiltberger from 1427;

-Diplomat Hilbert de Lannoy’s memoirs (trip to Crimea in 1412).

-The treatise "Of  the Two Samaritans" by Matvey Mehovsky dated by 1517, where there are no descriptions of the city in the documents of the Austrian diplomat Sigismund Herberstein from 1517 to 1552 who visited Hungary, Poland and Russia nine times.

There is no mention of Tigin in these documents.

That is why the sources of the Moldavian Principality where the toponym Tigina, although rarely, already appears in official documents, are so important, which indicates the involvement of the town in the economic and political activities of the Moldavian state. In hospodar letters, the town  is mentioned in 1408 as Tyagyanyakyachu, in 1452 as Tigina, in 1456 as Tyagyanyakyach, in 1460 again as Tigina. Since that time, the toponym Tigina has finally fixed herself to the name of the city.

The process of self-identification of Moldavians was long enough, which went through the stage of separating itself first into a separate branch of the Wallachians, and then into an independent nation. It ended in the XIII - early XIV centuries. Moldavians as a nation spilled into a separate branch in the northern part of the Carpathian-Dniester lands as a result of the assimilation of the Romanesque Wallachian group with the Slavic Rusyns living here. This happened mainly in the areas of the rivers Bistrica, Moldova and Suceava. Unlike future Romanians, during the formation of the Moldavian nationality, Slavic influence turned out to be more significant.  

In the XIV century, the Golden Horde fell into complete decline, the lands of Moldova located on the outskirts of this empire were the first to be freed from the Tatar-Mongol yoke. Hungary, having defeated the army of the Mongols in the 40s of this century, took control of the entire western part of Moldova. In 1359, as a result of the uprising against the Hungarian kings, an independent Principality of Moldova, led by Bogdan, the former Wallachian governor arose. The Principality of Moldova arose in the Moldova river Basin, and therefore the country began to be called Moldova. Soon, the southeastern part between the Prut and the Dniester was liberated from the Tatars. By 1400, Belgorod was included in the Principality. The town Tigin was in the east of the Principality, which border passed along the Dniester. In Turkish documents, the new Principality began to be called Bogdaniya, in Russian - Wallachian land. In addition, Europeans, as well as Turks and Russians distinguished Wallachians, calling them black and Moldavians, calling them white.

At the time of the state’s creation, a significant eastern part of the country actually remained under the rule of the Tatars. This is written by the military historian A. Zashchuk, in his work on the military review of Bessarabia, published in 1862: “Bessarabia has never been an independent and even common area. It contained three areas that previously were completely separate. 1) Most of the current Khotyn district was Raya, i.e. Christian province of the Moldavian state owned by the Turks. This was a border country where the Poles waged an eternal war with the Turks and Moldavians over Bukovina. 2) The current areas: Yassky, Soroksky, Orhei, Chisinau before Troyanov Val were nothing more than the Zaprutsky part of Moldova. 3) Finally, Bujak, i.e. the current districts of Akkerman and Bendery were primordially heathes, which inhabitants lead the nomadic way of life. The last of the tribes that wandered here was the Nogais, subject to the Crimean Khan and the Ottoman port. "

Technically, the young Principality of Moldova also did not remain independent for long. Already at the beginning of the 15th century, the expansion of Turkey began in this and neighboring regions. In 1415, the leader of Wallachia, Mircea the Old, began to pay tribute to Turkey at 3,000 gold, recognizing his vassalism before the Ottomans. In 1420, the Turkish fleet attacked the Moldavian Belgorod and attempted the same year to capture Kiliya. Unlike Wallachia, the Principality of Moldova begins to pay tribute to Turkey only in 1456, in the amount of 2,000 gold coins, at a time when Moldova was weakened by internecine wars (1430-1450). This meant that in exchange for paying tribute, Turkey provided these regions with almost complete independence. Even in the heyday of the Principality of Moldova, it is legally a vassal of either Poland, then Hungary or Turkey. And sometimes several states at the same time.

In historiography, the age of the city is usually determined by written sources. Therefore, the age of the town of Bender (Tigina) is calculated from October 8, 1408. On that day, the Moldavian ruler Alexander Dobry signed and sealed his letter with a seal. It is in this letter for the first time, among other cities, this town was mentioned under the name of Tyagyanakyachu. The diploma, in which trade privileges were granted to Lviv merchants, is in itself very informative and thus invaluable. The letter established duties on the main types of goods that were charged in different cities from local residents and foreigners. The size of the duty on goods in such cities as Iasi, Belgorod and Tyagyanyakyachu were the same, which still can not speak about the same level of trade in these cities, with regards to Tyagyanyakyachu, most likely we are talking about a large flow of goods through customs and the crossing of this settlement. The letter emphasizes: “... and whoever goes to the Tatar side” in Tyagyanakyachu was obliged, in addition to the duty for transported goods, to pay additionally and transport them across the river Dniester. In addition to these taxes, it follows from the text of the letter that one more type of fee had to be paid: “... and there are twelve grosz for the wagon from each cart”. Here, apparently, we are talking about paying a tax for the protection of the existing crossing. Some Western documents referring to Tigin also refer to such a term as “Straja”. In Tigin, with full confidence, it can be argued that there was a permanent stationary post protecting the crossing, at which children of Moldavian nobles and local residents served.

It is known that during the heyday of the Principality of Moldova, the most important trade route passed through Tigina. From here the goods went to Belgorod and further to the Crimea. In addition to the pedestrian path, there was also a water path, no less important, along the Dniester River, which brought considerable revenues to the Tigin customs. 

Some scholars could incorrectly interpret the term “gatehouse”, “guard” as a fortress, drawing from this the conclusion that there is a fortified Moldavian fortress in this place. Was it in this place? It is hard to assume ...

The interests and interference of the neighboring states of Moldova - Poland, Hungary, Lithuania, i.e. countries with different socio-cultural and economic potentials, as well as the constant pressure of the Tatars, apparently did not allow Moldavian rulers to build a full-fledged fortress on the place of a crossing at Tigina. Also, most likely there simply was not enough forces and means, and most importantly, the sense of maintaining and restoring permanently destructible fortifications.

In addition, whether the rulers of Moldova controlled this territory in full is a big question. The Tatar influence, like the very presence of the Tatars, has not disappeared here. On the map of the Principality of Moldova at the time of Stephen the Great, i.e. at the very peak of the state’s power, not far from Tigina there are Tatar settlements, mainly on the left bank of the river Dniester, i.e. the territory that none of the above states could control was part of the so-called Wild Field. The only owners of this territory were the Edisan Tatars, who controlled the vast territory from the Black Sea to the Dniester along the Tigina-Orhei line and from which the Moldavians had to defend themselves from constant raids. There are known facts that the Tatars completely devastated entire regions of the principality, but there is not a single confirmation of the attacks of the Tatars on Tigina. Attacks from the Tigina side - yes, but the Tatars did not touch the settlement itself, which indicates the involvement of the settlement in the economic and political system, including the Tatarian.

^ Top

Главная / ИСТОРИЯ ГОРОДА БЕНДЕРЫ (ТИГИНЫ)

... ИСТОРИЯ ГОРОДА БЕНДЕРЫ (ТИГИНЫ) ...

В процессе упадка Золотой Орды, усиления королевств Венгрии и Польши, а также начала формирования Молдавского княжества (1359 год), область, где впоследствии на картах и в письменных источниках появится местечко Тигин, входила в зону влияния Ямболукской орды. Власть этой могущественной орды простиралась на значительную территорию правого берега Днестра, вплоть до границ Литвы, Польши и Венгрии. С левого берега территорию контролировал юрт Хачибея (Гаджибея), а с юга юрт Кутлубуги. Эти же улусы контролировали и переправу через Днестр в районе нынешних Бендер.

Кроме того, в этом же регионе, в достаточной близости от нашего города на реке Ботна (приток Днестра) существовал безымянный Золотоордынский город, а на реке Реут город монголов Шех-аль-Джедид (Новый город).

В разных документах, письменных источниках и картах название города будет несколько разниться: Тягянякяч, Тягянякячу, Тягянякачиу, Тягинь, Тигина, Тигин, Текин, Тунгаты, Тишно. На польских, литовских и др. европейских картах название города начертано как: Tehinia, Tehyna, Teghinea, Tehin, Thehinia, Tekin. Понятно, что корень у этого топонима один и тот же.

Названия городов всегда историчны и так просто не возникают. Как правило, они свидетельствуют о происхождении городов у мест переправы, маршрутах торговых путей, первоначальном занятии населения и т.д.Фрагмент грамоты А.Доброго с упоминанием Тягянякячю

В научных кругах бытуют две версии происхождения названия города. Одна версия – славянская, по которой название города произошло от славянского слова «тянуть», «тягнуть», «тонкать», подразумевая процесс перетягивания судов с грузом через существующую переправу. Вторая версия – татарская, по которой название города связано с тюркским термином «тэгин», «тэггин», который переводится как «принц», «князь», а также обозначающий высшее достоинство и особый почет. Этот термин известен и в далекой от нас Туве, где на могильно- каменных плитах, связанных с историей тюркского каганата VIII века высечено имя Кюль-тэгина. Это же обозначение встречается в китайских летописях и у огузских племен времен Чингиз-хана и было широко распространено, как на Алтае, так и в Средней Азии. Также можно связать этот топоним с огузским племенем текинцев, близким к ясам (аланам).

Часть исследователей, ратующих за тюркскую версию названия города, переводят его значение как «корыто», «чашка», «сковорода» - от «таган», «тиган», что выражало, по их мнению, своеобразие местности, крутой изгиб Днестра.

Самое древнее первоначальное упоминание города  как  Тягянякечу, Тигинякячу  наиболее сложное для расшифровки. Ряд ученых считает, что выражение «кечу», «кячу» есть ни что иное как старославянское выражение «кяща», т.е. «дом», «шатер», «шалаш». Другие же считают, что термин «кячи», «кичи» обозначает не что иное, как распространенное на то время обозначения мелководья, переправы. Такой термин широко использовался и в румынских землях, особенно при обозначении отмелей на крупных реках региона.

Хотя есть похожие слова, имеющие и тюркские корни, что может говорить о том, что со временем старославянское название города изменилось и трансформировалось под более удобное произношение для проживающего здесь населения.

Необходимо отметить, что татары дали имена многим населенным пунктам Бессарабии, включая и столицу Молдавии – Кишинев,  «кишла» – зимовище, хутор и «ноу» - новый.

 Существует и более оригинальная версия происхождения названия города, так называемая – генуэзская, происходящая от испорченного латинского выражения te Hennae (Тебе Генуя).

Был ли до прихода турок на месте нынешних Бендер какой-либо крупный город или даже крепость - сказать сложно. О версиях происхождения крепости будет сказано ниже.

Впервые в международных русских и европейских источниках, в частности русском  путеводителе и на картах Тигина появляется только в середине XVI века, под именем Тегиння. На карте Европы Г. Райхерсдорфа, датированной 1550 годом, появляется такой населенный пункт как Tehynie.

Важными для историков документами того времени, которые описывали существующие города и поселения, в том числе и в нашем регионе, являлись:  

  •  «Список русских городов дальних и ближних» конца XIV века, где подробно описаны города русские, болгарские, волошские и польские;
  • Заметки «баварского оруженосца» Иоанна Шильтбергера от 1427 года;
  •  Воспоминания дипломата Гильберта де Ланнуа (поездка в Крым в 1412 году).
  • Трактат «О двух Сарматиях» Матвея Меховского от 1517 года и нет описаний города в документах австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна с 1517 по 1552 года девять раз побывавшего в Венгрии, Польше и России.

В этих документах Тигина не отмечена.

Поэтому так важны источники Молдавского княжества, где топоним Тигина хоть редко, но уже появляется в официальных документах, что говорит о вовлечении местечка в экономическую и политическую деятельность молдавского государства. В господарских грамотах город упоминается в 1408 как Тягянякячу, в 1452 году как Тигина, в 1456 году как Тягянякяч, в 1460 году опять как Тигина. С этого времени топоним Тигина окончательно закрепился за названием города.

Процесс самоидентификации молдаван был достаточно долгим, который пережил стадию выделения себя сначала в отдельную ветвь волохов, а потом и в самостоятельную народность. Завершился он в XIII – начале XIV вв. Молдаване, как народность вылились в отдельную ветвь в северной части Карпато-Днестровских земель в результате ассимиляции романской группы волохов с проживающими здесь славянами-русинами. Произошло это, в основном, в районах рек Бистрица, Молдова и Сучава. В отличие от будущих румын, при формировании молдавской народности, славянское влияние оказалось более значительным.

В XIV веке Золотая Орда пришла в полный упадок, земли Молдавии, расположенные на окраине этой империи первыми освободились от татаро-монгольского ига. Венгрия, разгромив войско монголов в 40-х годах указанного столетия, взяла под свой контроль всю западную часть Молдавии. В 1359 году в результате восстания против венгерских королей возникло самостоятельное Молдавское княжество во главе с Богданом, бывшим до того валашским воеводой. Молдавское княжество возникло в бассейне реки Молдова, поэтому и страна стала называться Молдавией. Вскоре от татар была освобождена и юго-восточная часть между Прутом и Днестром. К 1400 году в состав княжества был включен и Белгород. Город Тигина оказался на востоке княжества, граница которого проходила по Днестру. В турецких документах новое княжество стало называться Богданией, в русских – Волошской землей, иногда – Малой Валахией. К тому же европейцы, а также турки и русские отличали  волохов и молдаван, называя первых черными волохами (влахами), вторых белыми.

В момент создания государства и даже впоследствии, все же, значительная восточная часть страны фактически оставалась под властью татар. Об этом пишет военный историк А.Защук, в своем труде, посвященном военному обозрению Бессарабии, изданного в 1862 году: «По крайней мере, Бессарабия никогда не составляла независимой и даже общей области. Она заключала в себе три, бывшие прежде совершенно отдельными. 1) Большая часть нынешнего Хотинского уезда была Райею, т.е. христианскою провинцией Молдавского государства, исключительно принадлежащей туркам. Эта была страна пограничная, где Поляки вели вечную войну с Турками и Молдаванами за Буковину. 2) Нынешние уезды: Ясский, Сорокский, Оргеевский, Кишиневский до Троянова вала были не что иное как Запрутская часть Молдавии. 3) Наконец Буджак, т.е. нынешние уезды Аккерманский и Бендерский, были искони степью, обитатели которой не изменяли никогда кочевому образу жизни. Последние из скитавшихся здесь племен был Ногайцы, подвластные Крымскому хану и Оттоманской порте».

Юридически, молодое Молдавское княжество тоже недолго оставалось самостоятельным. Уже в начале XV века на этот и соседний регионы начинается экспансия Турции, аппетиты которой соседям придется вскоре оценить. В 1415 году господарь Валахии Мирча Старый начинает платить дань Турции в 3000 золотых, признав свой вассалитет перед османами. В 1420 году состоялись атаки турецкого флота на молдавский Белгород (Четате Албэ) и попытки в тот же год захватить Килию. В отличие от Валахии, Молдавское княжество начинает платить дань Турции только в 1456 году, в размере 2000 золотых монет, в тот период когда Молдова была ослаблена междоусобными войнами (1430-1450 гг.). Этот так называемый харач обозначал, что в обмен на выплату дани, Турция предоставляла указанным областям практически полную самостоятельность. Даже в самый расцвет Молдавского княжества оно юридически является вассалом то Польши, то Венгрии или Турции. А иногда нескольких государств одновременно.

В историографии возраст города принято определять по письменным источникам. Поэтому возраст города Бендеры (Тигины) исчисляется от 8 октября 1408 года, именно в этот день молдавский господарь Александр Добрый подписал и скрепил своей печатью грамоту. Именно в этой грамоте впервые, среди прочих городов, упоминается и наш город под названием Тягянякячу. Грамота, в которой даровались торговые льготы львовским купцам, сама по себе очень содержательна и тем самым бесценна. В грамоте устанавливались пошлины на основные виды товаров, которые взимались в разных городах с местных жителей и иностранцев. Размер пошлины на товары в таких городах как Яссы, Белгород и Тягянякячу были одинаковы, что еще не может говорить о примерно одинаковом уровне торговли в этих городах, касаемо Тягянякячу, речь скорей всего идет о большом потоке товара через таможню и переправу этого населенного пункта. В грамоте особо выделено: «…а кто идет до татарской стороне» в Тягянякячу обязан был, кроме пошлины за провозимые товары, дополнительно платить и перевоз их через реку Днестр. Помимо указанных налогов, из текста грамоты следует, что нужно было еще заплатить еще один вид сбора: «…а на сторожку от каждого воза по двенадесяте грош», т.е. заплатить «на сторожку». Здесь речь видимо идет об оплате налога на содержание охраны существующей переправы. В некоторых западных документах, где речь идет о Тигине, также упоминается такой термин как «Straja». В Тигине с полной уверенностью можно утверждать, что находился постоянный стационарный пост, оберегающий переправу, на котором служили дети молдавских бояр и местные жители.

Известно, что в период расцвета Молдавского княжества через Тигину проходил важнейший торговый путь по линии населенных пунктов Хотин- Дорохой, Ботошаны, Хырлэу, Яссы-Тягянякяч. Уже отсюда товар уходил на Белгород и далее в  Крым. Кроме пешего пути, существовал еще и водный, не менее важный, по реке Днестр, который приносил тягинской таможне немалые поступления.

Некоторые ученные термин «сторожка», «стража» могли неправильно истолковать как крепость, делая из этого вывод о наличии в этом месте укрепленной молдавской крепости. Была ли она в этом месте? Не так все однозначно…

Интересы и вмешательство соседних с Молдовой государств – Польши, Венгрии, Литвы, т.е. стран с разным социально-культурным и экономическим потенциалом, а также постоянное давление татар, видимо не давали возможности молдавским господарям построить на месте удобной переправы у Тигины полноценную крепость. Также, скорей всего просто не хватало сил и средств, а самое главное смысла, содержать и восстанавливать постоянно разрушаемые укрепления.

Кроме того, контролировали ли господари Молдавии эту территорию в полном объеме – большой вопрос. Татарское влияние, как и самое присутствие татар именно здесь никуда не делось. На карте Молдавского княжества времен Штефана Великого, т.е. в самый пик могущества государства, недалеко от Тигины присутствуют татарские поселения, в основном на левом берегу реки Днестр, т.е. территории, которую не могло контролировать ни одно из названных государств- часть так называемого Дикого Поля. Единственными хозяевами этой территории были едисанские татары, которые контролировали огромную территорию от Черного моря до Днестра по линии Тигина- Орхей и от постоянных набегов которых приходилось обороняться молдаванам. Известны факты полного разорения татарами целых областей княжества, однако нет ни одного подтверждения нападений татар на Тигину. Нападения со стороны Тигины – да, но сам населенный пункт татары не трогали, что говорит о вовлечении населенного пункта в экономическую и политическую систему, в том числе и татар.